«Не нужен нам берег турецкий», или Импортозамещение планшетов и смартфонов

На волне энтузиазма, вызванного всеобщим движением экономики России в сторону импортозамещения, правительство считает недостаточными планы создания в стране собственной (очевидно, в противовес американской Windows) операционной системы и отечественного программного обеспечения. Минпромторг разработал новый план, согласно которому уже к 2020 году в России должны появиться собственные планшеты и смартфоны, ноутбуки и персональные компьютеры. Сейчас доля зарубежных гаджетов на российском рынке составляет, по разным данным, от 90% до 100%, но уже через пять лет, согласно новому плану, объем импорта планшетов и смартфонов должен снизиться до 75%, при этом в госсекторе зарубежные ПК к этому времени должны занимать не более 25%. Эксперты разнятся в своих оценках перспектив такого начинания. Если представители госкорпораций, таких как «Ростех», считают реализацию плана более чем возможной, и даже в указанные сроки, то представители бизнеса, работающего главным образом с сегментами B2C и B2B, не столь категоричны.  

Новый план мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности рассчитан до 2020 года и уже подписан главой Минпромторга Денисом Мантуровым. По данным «Коммерсанта», перечень продукции, которую предстоит развивать согласно этому плану, содержит 534 различных вида вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, полупроводниковой СВЧ-электроники, периферийного оборудования и электронных компонентов. Импорт такого оборудования к 2020 году должен снизиться на десятки процентов.

Так, раскрывает «Коммерсант» детали плана, в России должны быть созданы планшеты и смартфоны для массового рынка и корпоративного использования, которые предполагают повышенные требования к защите информации. Кроме того, должны появиться персональные настольные компьютеры (ПК), ноутбуки, моноблоки и рабочие станции для офисных сотрудников, а также научных и инженерных расчетов. Объем импорта этих устройств, по данным Минпромторга, сейчас находится в пределах 90 – 100%. К 2020 году объем зарубежного ввоза планшетов и смартфонов должен снизиться до 75%. Доля зарубежных ПК в госсекторе к этому времени должна составлять не более 25%, а на массовом рынке — не более 90%.

Минпромторг планирует снизить импорт суперкомпьютеров, серверов, в том числе файловых и почтовых, а также систем хранения данных и систем управления базами данных (СУБД). Кроме того, планируется снизить ввоз микропроцессоров, телекоммуникационного оборудования — как пользовательского, так и для операторов связи.

За и против

По подсчетам экспертов, для старта разработки отечественной ОС потребуется 500 млн рублей, для отечественной СУБД — 200 – 300 млн рублей. При этом эксперты подчеркивают, что программа импортозамещения должна быть подкреплена наличием спроса на продукцию. А вот здесь можно ожидать неприятных сюрпризов: пока что на рынке, например, мобильных ОС безраздельно господствуют Android и iOS, и спрос на отечественную мобильную ОС, по выражению аналитиков «Коммерсанта», «неочевиден». 

По данным международной аналитической компании IDC, в 2014 году российский рынок ПК сократился в физическом выражении на 22,7%, а в денежном – на 32%. Рынок планшетов сократился, соответственно, на 5% и целых 30,9%. 

Эксперты рынка встретили новость неоднозначно. Активные сторонники импортозамещения – а на рынке это в первую очередь представители государственных корпораций, где и будут размещаться заказы на российские девайсы и ПО (в частности, «Ростех» и «Росатом», которым недавно, например, было поручено создать национальную IT-платформу), – видят в реализации плана большие перспективы и осуществимость его не подвергают сомнению.

Частный бизнес, непосредственно работающий с покупателем на рынках B2C и B2B, более сдержан в оценках перспектив амбициозного проекта. К примеру, заместитель гендиректора компании T8 Константин Марченко в интервью все тому же «Коммерсанту» напомнил, что «даже в крупнейших государственных инфраструктурных проектах типа «электронного правительства», «ликвидации цифрового неравенства» и пр. предпочтение отдают Huawei и другим иностранцам». По его мнению, рынок прочно поделен между американскими и китайскими поставщиками. 

Другие видят затруднения в сроках, которые отчасти напоминают планы советских пятилеток, когда какие-то эпохальные проекты нужно было во что бы то ни стало сдать к каким-то государственным праздникам. Есть опасения, как бы эта практика не вернулась в контексте нового плана. «Деловой квартал» приводит мнение на этот счет директора компании 2L Александра Лихтмана:

«Такие вещи не делаются директивно за пять лет. Для этого нужно подготовить технологическую и ресурсную базы, организовать процесс подготовки специалистов или привлечь зарубежных. При этом производство полупроводниковых компонентов – очень капиталоемкая тема. Современный завод по производству микросхем – это миллиарды долларов инвестиций со сроками окупаемости в десятки лет».

Г-н Лихтман не верит, что российская продукция сможет составить заметную конкуренцию кому-либо из крупных игроков на рынке бытовой и промышленной электроники. «Ведь даже Yotaphone [наиболее известный за рубежом российский смартфон – прим. ред.] – это совместная российско-финско-китайская разработка», – напомнил эксперт.

Насильно мил не будешь

Многие сходятся во мнении, что налицо и сложности нематериального свойства. Напрячь все силы и выполнить пятилетку в контексте технологического и инфраструктурного перевооружения теоретически можно. Но никакими планами правительства не поменять мозги – а точнее, пристрастия – потребителя. 

Западные компании, известные сегодня всем и каждому, вкладывали в имидж своего продукта не только миллионы и миллионы долларов – в узнаваемость вкладывались десятки лет кропотливой маркетинговой работы. Это оценили в свое время даже за «железным занавесом» в СССР. Россияне постарше помнят, как дамы готовы были стоять сутками в очередях, едва заслышав о том, что в универмаге «выкинули» импортные сапоги. «Дым Отечества» в виде продукции отечественной обувной промышленности им явно был и не сладок, и не приятен. А про японские магнитофоны и говорить нечего. Даже в стране, захлопнувшейся от остального мира, молва о качестве импорта пленяла умы и сердца.

В наше время, когда миллионы людей проверили качество продукции известных брендов на деле, отнять у потребителя доступ к этому, сказав, что «наше лучше», – задача не из легких.  

Впрочем, опрошенные «Деловым кварталом» бизнесмены в целом поддерживают меру правительства по развитию радиоэлектронной промышленности. Тем более что за «последние 15 лет у нас появились и разработчики мирового уровня, и производства мирового уровня».

В прессе сообщалось ранее, что свой собственный план по импортозамещению в области программного обеспечения представило этой весной и Минкомсвязи. Правда, министр Никифоров дал на разработку отечественных операционной ОС, мобильной ОС и других больше времени — до 2025 года.
22 апрель 2015 19:11