Тони Плешингер, Bosch: «В стартап-компании игнорирование чужого мнения может закончиться плачевно»

У России есть потенциал не только для того, чтобы сравняться с развитыми странами по числу рождающихся в вузах технологических стартапов, но и для того, чтобы бросить вызов годами устоявшемуся верховенству западных инновационных предпринимателей в вопросах качества – а значит и рыночной приемлемости – стартап-продуктов. Но вот чего российским стартапам по-прежнему недостает – и это одна из главных причин, почему молодые инноваторы из России пока на вторых и третьих ролях в мире, – так это умения вести взаимовыгодное общение с их будущими клиентами. А ведь только последние могут объективно судить о том, стоит ли «детище» стартапа на реальном рынке хоть копейку или нет. Именно на эту мысль делал упор в разговоре с представителем Центра коммерциализации технологий (ЦКТ) ННГУ в прошлом месяце Тони Плешингер из компании Bosch. Г-н Плешингер, глава Российского центра исследований и технологий немецкой фирмы в Санкт-Петербурге, приезжал в декабре 2014 года в Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского в качестве официального представителя компании – Стратегического партнера ИнноФеста – четырехнедельного праздника молодежных инноваций, который привел в стены ННГУ почти 900 гуру технологий из числа студентов, аспирантов и преподавателей вузов со всего региона. На суд гостей – а главное, опытного жюри, в которое вошли деловые люди из разных городов и стран, – было представлено более сотни инновационных проектов.
 
Тони согласился поделиться с нами своим мнением о российских стартапах, а также о том, могут ли транснациональные гиганты вроде его компании заметить наши стартапы. 
    
Что интересного международные корпорации могут находить в маленьких университетских стартапах в российской глубинке?
 
Здесь можно много чего найти. В России вообще достаточно много стартапов, и в глубинке, как вы ее назвали, у них вполне высокий уровень. Мы проводили поиск по нескольким темам, и, конечно, найти специалистов высокого уровня, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге быстрее, но и в регионах, в крупных городах, таких специалистов достаточно.
 
Есть ли какая-то разница по уровню качества между стартаперами в регионах и в Москве/Питере?
 
Их там меньше количественно. А по уровню – я, по крайней мере, не заметил. И поэтому нам как компании важно найти авторов разработок, которые могли бы дать нам преимущество, и мы ищем это не только в Москве или других крупных городах России. Мы ищем их в Китае, Америке, Индии, по всему миру.
 
Насколько перспективны усилия вузовских стартапов, на ваш взгляд?
 
Мне нравится нынешнее развитие стартап-культуры в России. Масса ярких, смелых людей, которые доводят до ума свои идеи, стараются вывести их на рынок, строят динамичное сообщество молодых предпринимателей. Это поколение будущего, новый столп российской экономики.
 
Возможно, вы заметили нечто, в чем у российских стартапов по-прежнему сложности?
 
Вероятно, это типичное свойство инженера или ученого: особо не слушать мнение других людей. И не только в России, а везде. В стартап-компании такое может закончиться плачевно.
 
Очень важно – прислушиваться к тому, что считает значительным ваш покупатель. Трудно себе представить, что под вашу технологическую философию подстроит свои подходы крупный индустриальный клиент. Не он, а вы, маленькая гибкая компания, должны подстраиваться. Команда обязана выяснить, что клиенту нужно, до того, как разработчики выйдут на него с готовым решением. Ребята должны понять, что то, что они предлагают, на самом деле способно решать очень конкретные проблемы покупателя.
 
Я часто слышу, как инноваторы говорят, что вот, у них продукт дешевле, чем у других. Мне как клиенту не столько важен фактор цены, сколько понимание того, что ваша технология облегчит мне жизнь.
  
Так что, пожалуйста, спрашивайте клиента о его нуждах. Крупные компании, как правило, знают, что им нужно.
 
Что бы вы посоветовали молодым вузовским инноваторам?
 
Советовать трудно. Но я скажу, что бы я ожидал от презентаций новых технологий:
 
- В ней должна быть описана основная используемая вами технология (принцип, на котором выстроен проект, – в чудеса мы не верим);
 
- В ней должны быть перечислены основные ваши конкуренты;
 
- В чем «изюминка»? Чего вы уже достигли? Каковы планы?
 
- Все «классные новости» должны быть основаны на чем-то, что вы сами готовы подкрепить фактами (повышенная эффективность вследствие того-то, снижение себестоимости благодаря тому-то).
 
Ваше общее впечатление от фестиваля «ИнноФест»? Вы сочли его успешным, полезным?
 
ИнноФест был просто невероятен. Я видел всего один день и был впечатлен числом участников и тем драйвом, что почувствовал в Нижнем Новгороде.
 

Для меня такие мероприятия очень полезны – ведь команда ЦКТ университета Лобачевского частично делает за меня мою работу, выявление новых технологий. Прошу, продолжайте! Я готов участвовать в таких мероприятиях и впредь.

29 январь 2015 17:58