Эксперты KomTech-2015: инноваторы должны прислушиваться к нуждам промышленности

Нижегородский государственный университет (ННГУ) им. Н. И. Лобачевского, крупнейший вуз Нижегородчины, провел с 20 по 22 мая инновационную сессию KomTech-2015. Это одно из серии мероприятий, распланированных по всему году и призванных помочь университетским командам разработчиков технологий лучше понять рынок и выстроить действенную стратегию коммерциализации.

Основным вдохновителем и организатором сессии стал Центр коммерциализации технологий (ЦКТ) ННГУ – новое подразделение университета, созданное полтора года назад для содействия в продвижении инновационных разработок вуза к потребителю. Главными участниками были, разумеется, разработчики, а также приглашенные российские и зарубежные специалисты с личным опытом выработки стратегий и вывода инновационных продуктов на рынок.

Отмечалось серьезное представительство гостей из США. Из Университета Питтсбурга, штат Пенсильвания, приехал Пол Харпер, профессор кафедры бизнес-администрирования организаций и предпринимательства. Влад Лихолетов представлял Университет штата Миссури; этнический россиянин возглавляет в американском университете Международный институт коммерциализации технологий (ITCI). А Адриан Эрлингер руководит в Вашингтоне программами Американских советов по международному образованию и является одним из соорганизаторов двусторонней американо-российской инициативы под названием «Инновационный коридор», облегчающей российским стартапам знакомство с обширным американским рынком.

Кстати, на последний день сессии приехал Марк Помар, президент Американо-российского фонда по экономическому и правовому развитию (Фонд США-Россия, USRF). Именно этот фонд оказывает поддержку Инновационному коридору в рамках международной программы EURECA.

В первый день сессии д-р Харпер и г-н Лихолетов дали нижегородским разработчикам собственные мастер-классы. Первый рассказывал о бизнес-моделях, секретах становления эффективных стартапов и инновациях для медицины. Второй акцентировал внимание на особенностях коммерциализации технологий в университетах и выстраивании партнерских отношений с промышленностью.

Адриан Эрлингер также дал свой мастер-класс. В четверг, 21 мая, он рассказал аудитории об оценках конкурентоспособности проекта и особенностях маркетингового анализа для технологических разработок.

В первые два дня эксперты активно работали с вузовскими инноваторами, помогая последним формировать собственные «дорожные карты» по продвижению проектов на рынок. Стартапы ННГУ, участвовавшие в этом процессе, уже прошли школу Инновационного коридора и теперь вырабатывают стратегии коммерциализации своих продуктов. В числе участников были ведущие проектные команды нижегородского университета, в том числе Лаборатория сенсорных систем (проект аппаратно-программного комплекса для диагностики рака), «Радиотехнологии-НН» (проект «Орнамент» по созданию системы мониторинга локальной погоды), «Радио Лаб НН» (разработка ПО для моделирования сетей мобильной связи), «Тектум» (проект создания инновационного кровоостанавливающего и ранозаживляющего средства на основе хитозана), FerroMagnet (ферромагнитные материалы с контролируемыми свойствами), In Vitro (проект по извлечению полезных веществ из клубней редких орхидей), «Крокс-НН» (разработка адаптивного модуля для более безопасной маммографии), «Стресс-код» (система контроля стресса), и ряд других.

В пятницу, 22 мая, проректор ННГУ по инновационной деятельности и директор ЦКТ Кендрик Уайт познакомил участников KomTech-2015 с членами недавно созданного Отраслевого консультационного совета – неформального объединения представителей бизнеса и промышленности, от которого ждут содействия в ориентировании усилий вузовских инноваторов на реальные нужды индустрии. Менеджеры таких крупных компаний, как Bosch, Virgin Connect и ряда других, предложили ННГУ свои рекомендации по совершенствованию системы взаимодействия ученых и промышленников.

Беседа в расширенном составе, с привлечением представителей власти, вузовского, финансового и бизнес-сообщества, продолжилась после обеда в формате так называемого «квадратного стола» – свободного обмена мнениями о роли университета в новой экономике знаний. Кроме того, собравшиеся обсуждали будущее достраиваемого в настоящее время рядом с ННГУ Инновационного парка «Лобачевский».

Молодые инноваторы получили шанс на представление своих технологических идей экспертам и потенциальным инвесторам в рамках коротких двухминутных презентаций, проведенных в формате elevator pitch, хорошо известном международным венчуристам. А в пятницу вечером, под занавес инновационной сессии, в рамках программы KITE прошли презентации PitchNITE: авторы нескольких уже достаточно проработанных проектов рассказывали экспертам о конкурентных преимуществах своих решений. В результате двадцатиминутного обсуждения каждого проекта разработчики получили ценные рекомендации по доработке маркетинговой стратегии продвижения.

Делясь впечатлениями о мероприятии, Пол Харпер сказал в интервью представителю ЦКТ ННГУ, что, на его взгляд, биомедицина (одна из сильных сторон нижегородского вуза) станет ведущей сферой инноваций и предпринимательства в мире и ННГУ «…окажет громадное влияние на нее как раз благодаря тому, что наращивает исследовательский потенциал в правильном направлении». «Самое трудное в технологическом бизнесе – это создание хорошей технологии. Таковая у вас есть, так что о самом трудном вы уже позаботились», – отметил он.

Подчеркнув «прекрасный потенциал для науки» в ННГУ, Влад Лихолетов посоветовал вузовским инноваторам «внимательно слушать, что говорят представители промышленности». Он призвал помнить, что именно люди из индустрии «…предоставляют как раз ту информацию, которую просто так на улице не найти». Это одна из главных задач мероприятий, таких как KomTech, сказал эксперт.
25 май 2015 18:30