Американские эксперты: когда у стартапа в РФ есть классная технология, восполнить нехватку бизнес-опыта не так сложно

Как мы сообщали ранее, 20 – 22 мая на кампусе ННГУ им. Н. И. Лобачевского в Нижнем Новгороде прошло крупное мероприятие. KomTech-2015 был призван придать свежий импульс технологическому предпринимательству среди вузовских ученых и свести исследователей с представителями международных рынков. В рамках этой инициативы в течение года планируется еще ряд мероприятий. 

Пресс-служба Центра коммерциализации технологий (ЦКТ) – нового подразделения ННГУ, содействующего университетским технологиям в нахождении путей на внешние рынки, – пообщалась с несколькими зарубежными гостями мероприятия, которые поделились своим мнением о достижениях ННГУ в технологических инновациях и о перспективах региональных проектов на мировой арене.

Отвечая на вопрос о потенциале нижегородского вуза на международных биомедицинских рынках – а это направление считается в ННГУ приоритетным, – Пол Харпер, профессор кафедры бизнес-администрирования организаций и предпринимательства Университета Питтсбурга, штат Пенсильвания, сказал, что биомедицина и нейронауки могут стать ключом, открывающим для ННГУ дверь в российскую элиту, которая к 2020 году должна войти в первую сотню лучших университетов мира [речь идет о федеральной программе «5/100», разработанной как стимул для ведущих вузов страны к повышению конкурентоспособности на мировой арене и росту индекса цитируемости отечественных ученых – Прим. ред.]. 

«Я думаю, что эта область станет ведущей сферой инноваций и предпринимательства в мире. Полагаю, что университет окажет громадное влияние на нее как раз благодаря тому, что наращивает исследовательский потенциал в правильном направлении», – сказал д-р Харпер.

Влад Лихолетов, директор по международным партнерствам и инициативам в Инженерном колледже Университета штата Миссури, поддержал прогноз коллеги, указывая, что, действительно, «…в Лобачевском есть прекрасный потенциал для науки». При этом он отметил, что достижения в фундаментальных науках – лишь одна сторона медали под названием «инновации». Другая сторона – это наличие людей, способных инновациями управлять. Второе должно развиваться параллельно с первым и первому помогать, сказал эксперт. И вот это второе пока еще в российских вузах только формируется.

«Понятно, что существует определенный провал, не хватает людей, которые бы вместе с учеными работали и вели разработку до коммерческого успеха», – посетовал д-р Лихолетов, добавив при этом, что такие вещи не делаются в одночасье. Он не вполне уверен, что приток новых программ обучения ученых предпринимательству – а сторонниками этой стратегии являются в России многие – обязательно сделает из преподавателей и аспирантов классных бизнесменов. Эксперт считает, что большинство ученых вовсе не желают отвлекаться от пленяющих их умы научных проблем.

«Таким людям нужна помощь, менторы и команда. Пусть они занимаются наукой, но в контакте с менеджером они могут перспективно работать», – заявил д-р Лихолетов. Но процесс идет, продолжал он, – невзирая на ряд сложностей, которые он заметил в университете. По его мнению, ЦКТ ННГУ делает как раз то, что нужно, чтобы и просвещать ученых, и сводить их с менторами.  
 
Оба американских эксперта отметили, что у российских стартапов есть общая проблема развития, которая, если ею срочно не заняться, может обернуться фундаментальной слабостью. Стартаперы с трудом овладевают деловым языком, который инвесторы хотят услышать в ходе презентаций проектов, и, кроме того, кажется, недооценивают важность связей с представителями венчурного капитала.

Д-р Харпер сказал, что как бизнес-эксперт высоко ценит сильные стороны научных коллективов в ННГУ, однако «…последним нужно больше налаживать контактов с глобальным капиталом; эффект будет огромен, и я ожидаю, что они будут тогда успешны». Есть потенциал, который они должны наращивать помимо углубления исследовательских возможностей, – и это потенциал более тесных связей с инвестиционным капиталом, повторил свою мысль американский специалист. 

Он также отметил проблемы, с которыми сталкиваются российские стартаперы, презентуя свои технологические решения:

«Я думаю, что если говорить о тех, кто успешным не стал, то для многих проблема была зачастую не в том, что у них не было доступа к финансированию, а в том, что они не смогли рассказать о своей фирме так, чтобы это привлекло инвестора. Полагаю, это один из вызовов, с которым вам еще предстоит разобраться».

По словам д-ра Лихолетова, серьезную угрозу на пути российского стартапера к мировому признанию представляет явное преобладание подхода technology push (где в основе презентации технология) над подходом market pull (где инвестору рассказывают о рынке, для которого технология создана). 

«По тем проектам, что мы видели, бросается в глаза то, что при презентации разработки сразу начинаются термины, сразу начинается наука; аудитория, не предназначенная для научного разговора, начинает терять фокус. С точки зрения бизнеса важно видеть рынок… На самом деле, все должно начинаться с market pull – с изучения потребности. А в том, что мы видели, с самого начала не дается картина рынка, кому это нужно, зачем это нужно, какую проблему это призвано решать», – сказал эксперт. 

Он обратил внимание на необходимость «внимательно слушать, что говорят представители промышленности».  Члены промышленного сообщества «…предоставляют как раз ту информацию, которую просто так на улице не найти», поскольку как менеджеры прекрасно знают свои рынки, и них есть списки технологических решений, которые они ищут. Гораздо мудрее будет пообщаться с ними и держать в уме их потребности при разработке технологии, вместо того чтобы разрабатывать нечто, что скорее потрафит лишь исследовательскому любопытству автора – и вряд ли приведет его к покупателю. 

В этом контексте оба эксперта признали, что формирование Отраслевого консультационного совета – неформального объединения представителей бизнеса и промышленности, от которого ждут содействия в ориентировании усилий вузовских инноваторов на реальные нужды индустрии, – есть отличный механизм, выстраиваемый ЦКТ для того, чтобы вузовские ученые не отрывались от реального рынка.

Да, препонов и проблем по-прежнему у российских стартапов достаточно, однако д-р Харпер полагает, что устранение их – не такая уж неразрешимая задача: 

«Думаю, что проводя новые бизнес-курсы, организуя визиты преподавателей вроде меня – причем именно бизнес-преподавателей, а не просто очередных ученых, – и вводя в технологические команды специалистов в бизнесе, вы сможете довольно быстро исправить положение. Здесь важно правильно сформулировать стоимость стартапа. Самое трудное в технологическом бизнесе – это создание хорошей технологии. Таковая у вас есть, так что о самом трудном вы уже позаботились. Деловую составляющую дополнить сравнительно нетрудно».

Д-р Лихолетов полагает, что мероприятия, такие как KomTech, отрывают новые возможности университетам в разных странах, которые хотят сотрудничать. Он намеревался по возвращению домой попытаться убедить руководство Университета штата Миссури в важности присоединения к Международной ассоциации центров внедрения (International Proof-of-Concept Center Association, IPOCA). Это коалиция, инициированная и созданная Массачусетским технологическим институтом (MIT) в партнерстве со Сколтехом в России, и ННГУ им. Н. И. Лобачевского – один из членов-соучредителей Ассоциации. IPOCA призвана продвигать в мире мысль о том, что центры внедрения (а на базе ЦКТ ННГУ открыт один из первых таких центров в России) необходимо включать в программы трансфера технологий всех университетов.
29 май 2015 16:51