Дина Уильямс: «Прежде чем просить денег, поймите, как вы хотите их потратить»

В Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского уже вторую неделю проходит масштабный фестиваль молодежных инноваций «ИнноФест». В числе интересных «фишек» фестиваля – мастер-классы от признанных экспертов в своих областях, имеющих личный опыт выстраивания взаимоотношений между вузовской прикладной наукой и бизнес-сообществом. В минувший понедельник мастер-класс о необходимости проработки четкой бизнес-модели инновационного стартапа провела Дина Уильямс, PhD, директор Enterprise Action Consulting & Training, г. Гроув, Великобритания. Уроженка Урала, она уже более десяти лет живет и работает в Англии; кроме того, у нее обширный опыт преподавания бизнес-знаний в английском университете. За 20 лет своей профессиональной карьеры она создала и развила ряд малых предприятий, оказала содействие в создании десятка новых наукоемких фирм; у нее есть опыт управления консалтинговыми проектами по реструктуризации бывших государственных предприятий.

Пресс-служба Центра коммерциализации технологий (ЦКТ) ННГУ пообщалась с Диной в кулуарах ИнноФеста: 

В ходе Вашего мастер-класса Вы подчеркивали необходимость выработки стартапом понимания того, как он станет зарабатывать деньги. Насколько, на Ваш взгляд, распространенна ситуация, когда инноватор, создавший хорошую технологию, имеет слабое представление о том, каким образом он будет монетизировать свои усилия? 

Более чем распространенна! Для наглядности возьмем даже не стартап, а компанию, о которой все говорят, что она самая инновационная, – Google. Создатели Сергей Брин и Ларри Пейдж – умнейшие ребята, математики, программисты – создали прекрасный алгоритм поиска информации. И хотели отдать его человечеству бесплатно. Брин был молодой, убежденный идеалист с мыслью о том, как открыть врата знаний всему человечеству. Но нашелся умный профессор, который сказал: «Погодите, погодите!» И далее пошел процесс: наняли талантливого Эрика Шмидта, поставили его во главе в качестве председателя совета директоров и помогли молодым ребятам сделать из алгоритма компанию Google. У самого Брина таких мыслей сначала и не было. 

Из известных поисковых систем Google был, по сути, самым последним; до него были и Yahoo, и AOL, и Netscape. Но предшественники были забиты ненужной информацией. А пришел Google, чистенький и без излишеств, – и реализовалась новая модель монетизации, где сам продукт остался бесплатным для пользователя. Мы не покупаем алгоритм – мы просто «гуглим». И до сих пор главным источником доходов Google является контекстная реклама. 

То есть, и «Гуглы», и «Эпплы» не рождаются сразу как продвинутые транснациональные компании с миллиардными доходами – этому предшествует определенный процесс. И аналогичное имеет место быть по всей России сейчас. В этом контексте считаю правильной позицию таких организаций, как Центр коммерциализации технологий ННГУ. Эти команды не ставят своей целью плодить стартапы – речь идет в большей степени о формировании предпринимательского мышления. А уж что выстрелит через пять лет, то и выстрелит. 

Нет плохой или хорошей идеи – есть хорошая или плохая команда. Плохая команда убьет любую замечательную идею. А хорошая команда может и так себе «серенькую» идейку вытянуть до уровня миллионной. 

Как бы Вы могли охарактеризовать нынешние вузовские стартапы, их сильные и слабые стороны?

Мне нравятся стартапы, которые созданы технарями. Да, у них есть недостатки, но если им помочь, дать наставника, кого-то, у кого деловая жилка, – такие стартапы идеальны. 

Мне вот приходится работать в основном с бизнес-студентами. Про бизнес они знают все, а вот идей хороших маловато. Но все же бывают. Один мой студент, которого я учила с первого курса, создал успешную компанию, которая продает инновационные наборы для кемпинга. Этот студент заручился поддержкой компании Virgin – а компания ежегодно проводит у нас в Великобритании музыкальные фестивали, – и вот Virgin стала стратегическим партнером компании моего студента, помогает ему продвигать свои идеи, предоставляя площади для размещения его инновационных палаток в ходе фестивалей. 

Если говорить о российских стартапах, то должна признать, что их спецификой является непонимание рыночного фокуса. Они несут свою технологию как флаг, а уж куда они ее принесут – они не знают. Даже у тех университетских МИПов, с которыми мне доводилось общаться и которые уже имеют выручку, недостаточно понимания значимости рынка. 

Вот, скажем, британское правительство взяло курс на развитие навыков предпринимательства у всех студентов, независимо от их специальностей. Речь даже не о том идет, чтобы учить предпринимательству, – суть в том, что и традиционные предметы должны развивать навыки предприимчивости. Внутри каждого предмета нужно найти что-то, что бы могло мотивировать предпринимательскую жилку. Например, одна моя коллега ввела в базу данных по своему предмету некие ошибки, и найти эти ошибки без использования креативного мышления было очень трудно. И студентам было поручено выполнить эту работу. 

В России можно было бы попробовать внедрить подобный подход. Но нужны преподаватели, которые сами прошли через бизнес, которые это понимают и являются энтузиастами, которым это самим нравится. Например, одним из предметов, что я вела, был стратегический менеджмент. Казалось бы, что может быть скучнее? Мне как-то поднадоело, и я пришла в наш бизнес-инкубатор и сказала, что у меня есть студенты, которых я разделю на группы, а вы дайте нам шесть компаний, которым нужна стратегия, – и мы им ее разработаем. И я таким образом свела студентов с компаниями малого бизнеса. Где-то получилось лучше, где-то хуже, но все студенты чему-то научились, поняли, что значит начать свой бизнес. И это гораздо лучше, чем обучать на основе обезличенных «кейсов» из учебника (подход кейс-стади, когда изучаются истории успеха или неуспеха компаний)

В России ситуация меняется к лучшему в этом направлении. Правда, проблема в том, что все предпринимательство сидит в основном на экономических факультетах. Но эта проблема, на самом деле, универсальна. 

Ваш совет молодым инноваторам?

Дерзайте! Все возможно! Но прежде чем просить денег, поймите, как вы эти деньги потратите. 

О фестивале «ИнноФест»

ИнноФест проходит в период с 18 ноября по 12 декабря 2014 года. Проект регионального масштаба нацелен на содействие формированию молодежной инновационной среды, развитие универсальных компетенций и практических навыков научной молодежи, стимулирование активности молодых ученых, поиск и поддержку перспективных идей, углубление межвузовской социальной и научной интеграции. 

Ожидается участие более 1000 молодых ученых вузов и НИИ Нижнего Новгорода и области, а также представителей власти и российского и международного бизнеса. Предусмотрена обширная программа на все вкусы – от деловых игр и конкурсов до фотовыставки. 

Генеральным спонсором фестиваля выступает ОАО «РВК» — государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. 

В числе Стратегических партнеров ИнноФеста компании Intel, Virgin Connect (телекоммуникационный актив Virgin Group сэра Ричарда Брэнсона) и Bosch. Промсвязьбанк поддерживает мероприятие в качестве Корпоративного партнера. ОАО «МТС» и Rugasco (российско-норвежская компания по производству газовых баллонов) – Региональные партнеры фестиваля.
 
Наконец, у ИнноФеста есть и «вкусные» партнеры: на каждом мероприятии фуршеты и кофе-брейки обеспечиваются сетью кафе «Автопицца» и «Автосуши».
28 ноябрь 2014 15:14