Университеты должны стать интеграторами, объединяющими элементы экосистемы инноваций, убеждены в Нижнем

Современный университет – давно уже не просто учебное заведение и не просто научный хаб. Это еще и важнейший игрок на инновационном рыночном поле. О новой роли вузов в мире технологий говорили на прошедшем в минувшую среду в Нижнем Новгороде круглом столе с участием представителей власти, российского и международного бизнеса и высшей школы. Мероприятие состоялось в рамках Международного бизнес-саммита – 2014. В числе главных его соорганизаторов был Центр коммерциализации технологий (ЦКТ) ННГУ им. Н. И. Лобачевского – новое подразделение главного университета региона, созданное для содействия выходу вузовских разработок на широкие рынки.

Вузы могут быть не только частью создаваемых в регионах инновационных экосистем – у них есть все возможности для того, чтобы стать цементирующим фактором в такой системе, подчеркивали все стороны обсуждения. Таковых было четыре, стороны представляли государство, науку, бизнес и молодежь, а модерировал дискуссию Кендрик Уайт, американский предприниматель и венчурный инвестор с 20-летним опытом работы в России, ныне являющийся проректором ННГУ по инновационной деятельности. 

Ректор ННГУ Евгений Чупрунов отметил, что трудно говорить об успешном развитии инновационной экосистемы – среды, в которой не должно быть нищих разработчиков, – когда общество продолжает воспринимать состоятельного предпринимателя как нечестного. «Нам не хватает систематических усилий по созданию культа успешного человека. Если человек успешен в каком-то деле, организовал предприятие, реализовал идею, заработал сам и дал заработать другим, – мы таких людей должны уважать». Воспитание «уважительного и аккуратного» отношения к успешному человеку – одна из задач вуза, и задач перспективных, отметил ректор. 

Какими бы ни были нынешние внешнеполитические сложности, разработка и продвижение новых технологий, нужных всей планете, – процесс международный, подчеркнул Александр Бедный, проректор ННГУ по международной деятельности. «Мы не должны забывать, что экосистема должна быть не только региональная – она должна тесно взаимодействовать с внешним миром. Инноваторы должны понимать, как работает глобальный рынок. Мы живем в глобальном мире, хотим мы этого или нет».

Проректор напомнил собравшимся, что ИТ, биотехнологии и прочие отрасли, которые мы и воспринимаем в первую очередь как инновационные, развиваются во всем мире именно благодаря глобализации, которая и дает толчок инновациям.  

Об этом же говорил и ректор ННГУ. Он рассказал о том, что не только молодые преподаватели и сотрудники университета, но уже и студенты ездят в Америку обсуждать партнерство в проектах, и в инновационном центре Университета штата Мэриленд даже есть зарегистрированное там малое предприятие нижегородцев. «Это, может, и не здорово, что мы пытаемся за границей освоить, но ответ очень прост: мы должны в первую очередь обеспечить свою страну, а для этого то, что мы делаем, должно быть востребовано. Там, где это востребовано, там этому и развиваться», – сказал Евгений Чупрунов. 

«Золотая середина» для сохранения «разумного компромисса»

Ключевым показателем любой экосистемы является конечный выход технологичных продуктов на рынки. Тема вызвала оживленную дискуссию о том, насколько глубоко и какими методами должен университет вовлекаться в эту прежде не свойственную ему сферу деятельности. Многие призывали к «разумному компромиссу»

Например, Сергей Гурбатов, проректор ННГУ по научной работе, обратил внимание собравшихся на перекос в сторону коммерциализации технологий, наблюдающийся в Англии, где бизнес стал играть слишком большую роль в университетах. «Вместо того, чтобы заниматься фундаментальной наукой, университет начинает ориентироваться на решение задач всяких фирм»

Ученый предостерег от подобного в России, напомнив, что нельзя вечно полагаться на разработки, которые были созданы еще в Советском Союзе. «Надо думать еще и о том, что будет через 20 лет», - сказал он, добавив, что не стоит требовать от ученых, чтобы они занимались коммерциализацией. Для этого должны быть специальные люди. 

Мысль проректора ННГУ поддержал Алан Томпсон, директор по России Российско-британской торговой палаты. И в качестве примера того, откуда могут быть эти специальные люди, привел опыт Центра коммерциализации технологий ННГУ: 

«Наличие структуры типа ЦКТ – это как раз та самая «золотая середина» между ситуацией, когда ученые слишком злоупотребляют бизнесом, и ситуацией, когда бизнеса нет совсем. При наличии такой структуры ученые могут не беспокоиться вопросами коммерциализации, а заниматься наукой. Тут есть двусторонний мост. С одной стороны – бизнес, который должен в какой-то мере уметь говорить на языке науки, с другой стороны – наука, которая должна соответствующим образом отвечать. И мы имеем теперь ЦКТ, ставший таким мостиком между двумя сторонами, воплощающий в себе и источник финансирования, и площадку для общения, где выявляются проблемы, которые могут возникать с обеих сторон».

Г-н Томпсон заявил, что Российско-британская торговая палата приветствует инициативу ЦКТ и хочет «…оказывать содействие, где это возможно, со стороны наших бизнесов, чтобы обратить на эту инициативу внимание как рынка, так и сообщества ученых, и таким образом надеяться на развитие».

Задача – воспитание лидеров с адекватными бизнес-умениями

Кендрик Уайт призвал высшую школу активно пытаться помочь бизнесу, промышленности в удовлетворении потребностей предприятий в инновационных продуктах. Но если университет способен предложить бизнесу технологии, бизнес, в свою очередь, должен сделать шаг навстречу высшей школе и помочь в подготовке кадров именно того уровня, какой бизнесу нужен. 

По мнению Ольги Чепьюк, руководителя студенческого бизнес-инкубатора «Интуиция» ННГУ, «необходимо раннее вовлечение молодежи и в науку, и в бизнес», а для этого бизнес должен уже на младших курсах подключать студентов к реальным проектам. 

Тема привлекла всеобщий интерес. Об этом же, в частности, говорила Лариса Колчина, замруководителя Приволжского регионального отделения KPMG, причем, в ее представлении, бизнесу стоит начинать прямо со средней школы, потому что «…у подростков нет элементарных навыков и умений, нет лидерских качеств, отсутствует ранняя профориентация». Основной целью и задачей развития инновационной экосистемы г-жа Колчина видит воспитание лидеров, которых пока очень мало. 

О проблемах с лидерскими качествами и вообще с качествами бизнесмена в россиянине рассказала Луиза Александрова, председатель правления Санкт-Петербургской организации бизнес-ангелов (СОБА). По ее словам, из примерно полусотни проектов, которые СОБА рассматривает в течение года, больше 50% идут на отсев. «Причем проблема не в технологической непроработанности проектов, а в том, что люди, стоящие за этими проектами, на самом деле не готовы и не умеют делать реальный бизнес, не понимают рынка». Ради спасения проектов петербургские бизнес-ангелы, чьей прямой задачей является заключение сделок и сведение инвесторов и инноваторов, а вовсе не обучение азам, даже вынуждены были создать отдельную структуру наподобие центра предпосевной подготовки проектов для базового обучения проектных команд. 

Евгений Чупрунов заявил, что бизнес не только должен привлекать студентов к проектам, но и вкладываться в них финансово. «Да, это стоит денег и многолетнего сотрудничества, но это приносит плоды – как, например, 14-летний опыт взаимодействия нашего университета и компании Intel, которая подбирает себе будущие кадры в ННГУ».

Пример практической реализации подобных планов привел Руланд Ван Гестел, президент Ассоциации международного сообщества Нижегородской области ICANN, в которую входят 50 иностранных организаций, в том числе 20 промышленных компаний. Признавая, что у университетов и коммерческих компаний интересы разные, гражданин Нидерландов, давно живущий и работающий в России, считает, что общий язык все же найти удается. 

«Мы подписали меморандум о сотрудничестве с Нижегородским государственным университетом и Нижегородским государственным техническим университетом. Мы хотим показывать студентам – сначала небольшой группе, потом большему количеству, – кто мы, как мы работаем, и будем обучать их тем навыкам, которые считаем важными для наших компаний. Программа включает также месячную стажировку студента в компании. Не факт, что он там потом останется, – но этого и не надо, важно, что он сможет ощутить ежедневную рабочую жизнь компании, причем он сможет сделать это в ходе учебы на третьем-четвертом курсе. Когда он получит диплом, он будет лучше готов к карьере в большой организации»

Этот проект ICANN называется «МОСТ», он включит в себя 28 тренинговых сессий и 13 экскурсий по заводам для отобранных ассоциацией участников. Позднее по отзывам из компаний можно будет судить, чему и как студентов обучали. Руланд надеется, что это поможет университетам лучше понять, что нужно промышленникам, и благодарен ННГУ и НГТУ за предоставленную возможность. 

Финансирование прикладной науки и выстраивание связей – ключ к успеху

Взаимодействие бизнеса и науки необходимо не только на кадровом фронте, подчеркнул Эдуард Фияксель, нижегородский предприниматель с огромным стажем, президент Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», профессор, завкафедрой венчурного менеджмента в региональном филиале Высшей школы экономики. 

«Бизнес должен быть заказчиком прикладных научных разработок и оплачивать эти разработки – в отличие от фундаментальных исследований, где, безусловно, заказчиком должно оставаться государство….», – сказал он. 

Еще одна форма культивирования экосистемы инноваций через сотрудничество бизнеса и науки – разработка и внедрение партнерской программы на базе университетского сообщества, где первую скрипку будут играть бизнес-наставники, или, как модно называть их в бизнесе, менторы. Сюда же входят и всевозможные брокеры и поставщики услуг для инноваторов. 

О создании сети менторов на базе подобной программы рассказал Антон Турченко, начальник отдела Центра коммерциализации технологий ННГУ. «Суть этого направления работы ЦКТ в том, чтобы реализовать три ключевые функции: обучение разработчиков практическим навыкам ведения бизнеса без отрыва от их проектов, связь с рынком за счет контактов и обмена идеями и валидация бизнес-идей с отсевом тех, которые признаны неперспективными», – пояснил он. 

ЦКТ намерен объединять вокруг вузовских проектов опытных людей, чтобы на различных этапах проектного развития молодые предприниматели могли получать от них необходимую наставническую поддержку. 

Именно такая функция – функция интегратора, объединителя – и должна быть свойственна современному университету как ключевому элементу инновационной экосистемы современного мира, подытожил дискуссию ректор ННГУ Евгений Чупрунов.
15 сентябрь 2014 15:25