Государственный фонд инвестирует в большие данные

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) вложит 500 млн рублей в проекты, занимающиеся анализом больших массивов данных (big data), сообщили «Ведомости» со ссылкой на представителя ФРИИ Сергея Скрипникова. 

Согласно сообщению, при подборе проектов фонд будет руководствоваться потребностями стратегических инвесторов – крупных российских компаний. ФРИИ создаст так называемую лабораторию больших данных, которая займется технологическим развитием стартапов, помогая им в найме нужных сотрудников, закупке и настройке оборудования, развитии программных продуктов.

Всего ФРИИ вложится в несколько десятков стартапов. В ближайшие несколько лет он готов инвестировать в начинающие проекты до 2 млн рублей в обмен на долю в 7%. Максимальная сумма, которую ФРИИ может вложить в один проект с проверенной бизнес-моделью, – 324 млн рублей в обмен на долю до 50% компании, привел источник слова г-на Скрипникова. По его заявлению, сейчас фонд нашел уже четыре прикладные задачи, которые хотят решить стратегические инвесторы.

На российском рынке есть проекты в сегменте big data, в которые в течение двух-трех лет можно вложить 500 млн рублей, уверен предправления IT-интегратора IBS (компания недавно открыла специальное подразделение для работы с большими данными Datalab) Сергей Мацоцкий. С ним соглашается руководитель проектного офиса Yandex Data Factory (YDF, подразделение «Яндекса», занимающееся анализом больших массивов данных) Александр Хайтин. Порог входа в отрасль анализа больших данных невелик: вычислительные мощности сейчас недороги и инфраструктуру можно арендовать, говорит г-н Мацоцкий. Разработка продукта может стоить несколько сотен тысяч долларов, а главный актив подобных компаний – инженеры и математики, и на российском рынке они есть, уверен предприниматель.

Рынок big data сосредоточился вокруг потребительского поведения: это реклама и торговля в Интернете, а также телематика (например, изучение поведения водителей для страховых компаний), говорит г-н Мацоцкий. При этом, отмечает он, сейчас на аналитике больших данных лучше всего зарабатывают интернет-гиганты (в качестве примера г-н Мацоцкий называет «Яндекс», Google и Facebook). Банковский сектор и телекоммуникационная отрасль экспериментируют с большими данными, но пока они еще не научились коммерциализировать результат, рассуждает эксперт.

В США тысячи проектов аналитики больших данных, а в России их пока десятки, говорит директор американской компании Pivotal (аналитика больших данных) в России и СНГ Сергей Золотарев. Он соглашается, что российский бизнес не до конца оценивает экономическую выгоду от аналитики больших данных и отечественный рынок аналитики больших данных отстает от ведущих стран на три-четыре года.
26 ноябрь 2015 13:21