Кендрик Уайт: «Центры proof-of-concept нужно вносить в программы трансфера технологий во всех вузах»

В этом году Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского стал членом-учредителем одной из перспективных новых международных ассоциаций, ставящих своей целью содействие вузовской науке в выходе на национальные и международные рынки. Проректор университета по инновационной деятельности Кендрик Д. Уайт рассказал, какие теперь перед ННГУ открываются перспективы и какая работа предшествовала этому достижению.

В Центре коммерциализации технологий (ЦКТ) ННГУ – структуре, сформированной в прошлом году для целей выведения нижегородских разработок на широкие рынки, – с самого начала четко понимали необходимость создания центра предпосевной подготовки проектов, или центра proof-of-concept. По сути, это первый подобный центр не только в Российской Федерации, но, насколько мне известно, и на всей территории бывшего СССР. 

Благодаря этому факту, и благодаря первым осязаемым успехам нашего центра в ЦКТ, наш университет был приглашен в состав учредителей Международной ассоциации центров предпосевной подготовки проектов (International Proof-of-Concept Center Association). За идеей создания ассоциации стоят Массачусетский технологический институт (MIT) и Сколковский университет науки и технологии (Сколтех), а партнерами ННГУ в Ассоциации станут такие известные вузы, как ИТМО в Санкт-Петербурге и Masdar Institute в ОАЭ. Я убежден, что в ближайшие три года, неся идею внедрения центра proof-of-concept в программы трансфера технологий во всех вузах, Ассоциация значительно разрастется. 

Потребность в этом существенна. Оценивая сегодня какое-либо научное открытие, мы не можем иметь в виду исключительно местный или даже национальный рынок. Мы должны смотреть на рынок глобальный. Мы живем в мире, где экономика переплетена, и любое открытие, рожденное в том или ином университете, теоретически способно привести к созданию международной компании, которая на его основе будет решать проблемы мирового значения. 

Сотрудничество необходимо еще и для того, чтобы отыскивать нужных партнеров, причем их географическое положение несущественно. Если вы разрабатываете технологию в Нижнем Новгороде, вы должны сразу начать думать, как адаптировать эту технологию для азиатского рынка, или для рынка Ближнего Востока, или для обеих Америк. Если у вас на самом деле прорывная технология, вам нужно мыслить глобально. 

Сотрудники любого центра предпосевной подготовки проектов должны быть в состоянии просто набрать номер телефона и позвонить в любой другой аналогичный центр, потому что именно в таких центрах есть те, кто все про всех в своем регионе знает. Допустим, у нас есть технологический проект, и мы полагаем, что им могли бы заинтересоваться на азиатском рынке. Так вот я хотел бы, чтобы в такой ситуации я мог просто позвонить коллеге в университет Сингапура. И с кем бы я там пообщался? Как раз с руководителем тамошнего центра proof-of-concept. «У нас есть технология, которая, как нам кажется, пригодится вам. Вы можете помочь нам отыскать партнера?»  Именно так и действует Центр предпосевной подготовки проектов – как системный интегратор внутри собственного сообщества и между сообществами в разных странах. 

Наша генеральная цель – использование ресурса новой международной ассоциации, чтобы свести вместе подобные центры в России и по всему миру. В сущности, это единственный путь к быстрому созданию нацеленных на глобальные рынки компаний, способных решать проблемы мирового уровня. 

Как выглядит система поддержки коммерциализации инноваций в ННГУ?

Весь этот год мы, к счастью, пользовались полной поддержкой ректората и смогли создать уже вполне действенную экосистему коммерциализации технологий. Мы взяли за основу существующий отдел трансфера технологий и добавили к нему юридических специалистов, специалистов по детальной оценке технологии, тот же вышеупомянутый центр предпосевной подготовки проектов, а также создаем первую сеть бизнес-менторов, которую мы назвали Сетью венчурных наставников. 

Отдельные элементы такой экосистемы созданы и в других университетах; однако, мне кажется, ННГУ им. Н. И. Лобачевского – первый российский вуз, где в одной структуре объединены все эти элементы. Конечно, я могу ошибаться, нечто подобное может быть в Москве, но там все это происходит в особых чисто столичных условиях, где много иностранцев и бизнес-ангелов. А здесь, в Нижнем, мы создали прототип той системы, которую, как я думаю, можно распространить во всех областных и краевых центрах как в России, так и в СНГ. 

Моментально это не случится. Нам потребовался год, но теперь можно утверждать, что мы твердо стоим на ногах. За год оценено и «упаковано» 11 проектов, и это неплохое начало. Но это только лишь начало. Надеюсь, что в ближайшие четыре года мы «упакуем» еще тридцать или сорок высокотехнологичных проектов – а не исключено, что и до пятидесяти. 

Полагаю, за этот период ННГУ станет одним из лидеров в российской высшей школе по продуцированию технологических МИПов (малых инновационных предприятий), способных привлекать финансирование со стороны московских венчурных фондов и бизнес-ангелов и создавать международные партнерства. Для этого на основе мощных ресурсов университета нами сформирована система. 

Каковы перспективы внедрения научных проектов в реальный бизнес? 

Именно над этим мы и работаем. Скажем так, наша цель – получение от российских и зарубежных корпораций их «вишлистов», или перечней их потребностей, на основе которых мы сможем понять, с какими проблемами сталкиваются эти корпорации. Поняв это, мы пойдем искать среди наших собственных ученых в вузе тех, кто, возможно, трудится над похожими задачами. Если таковые имеются, мы попробуем настроить их на то, чтобы они в своих исследованиях сосредоточились на потребностях рынка, – ведь тогда их разработки нам будет легче коммерциализовать. 

Если вузовские ученые хотят вывести свои проекты на рынок, им нужно финансирование. Если нет денег от государства, наша обязанность – помочь им в поисках поддержки от компаний. Но это значит, что ученые должны начать заниматься реальными проблемами планеты, а не исключительно теоретическими изысканиями. Наша задача состоит в том, чтобы работать с обеими сторонами процесса – что-то вроде свадебного сводничества, когда действуют сваты.
14 август 2014 15:46